Атрибутика чайной церемонии

Ритуал чаепития, сформировавшийся под влиянием идей конфуцианства, даосизма и дзэн-буддизма, особое внимание уделял эстетике чаепития, связанной с формой и материалом чайной посуды. В мистических легендах о происхождении сосуда для дегустации напитка часто упоминаются полная Луна, кусочек которой упал на землю в виде изогнутой чаши, капли света, таинственный заяц с большими ушами из драгоценного камня юй - зеленого прозрачного нефрита, внутри ушных раковин собралась утренняя роса с чайного дерева, настоянная на солнце и превратившаяся в первый чайный напиток. Фигурирует в мифах пурпурно-багровый песок, в пламени костра превратившийся в волшебный сосуд в форме дракона, журавля или птицы Феникс, в котором вода не теряла своих качеств ни в жару, ни в холод. Сама поэтичность и любовь, с которой описывается посуда, используемая в чаепитии, служат свидетельством необычайной привлекательности этого действа для жителей Поднебесной.

Культура чайной посуды несомненно с древних времен - одна из главных составных частей «гунфу ча» (чайной культуры Китая). На Востоке принято эстетизировать каждую мелочь, с которой соприкасается человек в быту. Это, в первую очередь, относится и к ритуальной атрибутике чаепития. Следует еще раз отметить, что приготовления к действу чаепития начинаются задолго до заваривания драгоценного напитка.
Древний ритуал сбора молодых чайных листочков, цветов чая и чайных почек руками детей конфуцианский канон трактует как мудрость единства природных сил земли и человека, где нет места порокам и тайным недобрым мыслям. Собранные ноготками детских пальчиков, дабы не нарушать естественную температуру чайного листа теплом человеческого тела, чайные листки, цветы и почки надолго сохраняют аккумулированную в них силу молодости природы и созидающую солнечную энергию. Такое сакральное сырье остается целебным только при хранении в фарфоровых сосудах и шкатулках с плотно прилегающими к узким горлышкам крышками.

В процессе единения чая и воды (о том, как труден процесс поиска воды, в книге говорится не раз) природа отдает все свои магические секреты этому волшебному напитку. Не разрушить, а полнее выявить и открыть целебную силу призвана чайная посуда, в которой хранится и заваривается , чудодейственный напиток. Большой чайник, наполненный теплой водой, считается аккумулятором вкуса и энергии чая.



Чайная культура естественным образом связана с природой Китая: с легендами о драконах неба, земли и воды, которые нашли в глубине и принесли на землю первую жемчужину, с таинственными ландшафтами гор, где мифические существа вырастили первые чайные деревья, с древними камнями и зарослями бамбуковых рощ, с цветущей в снегу горной сливой... Все это веками сохранялось и в культуре чайной посуды, и в чайной живописи, и в каллиграфии, и в великолепии коллекций личных и коллективных чайников, в чайных чашах и сосудах для хранения сухого чая.
Известны древние китайские каллиграфические свитки с сюжетными описаниями, украшающими чайную посуду. В этих своеобразных трактатах описаны имена нескольких поколений владельцев того или иного знаменитого личного или общинного чайничка, который, путешествуя во времени и пространстве со многими своими владельцами, стал сегодня раритетом. К сожалению, не сохранились имена мастеров их создавших, но жива традиция копирования практически без малейших изменений шедевров древней китайской чайной посуды.

Глубокий смысл при этом обретает китайская эстетика фундаментального традиционализма, благодаря которой почти все творения безвестных гениев китайской культуры дошли без каких-либо модернизаций и изменений до нашего времени, стали достоянием всего человечества. В этом процессе весьма часто нивелируется национальная культурная среда и ее колорит. Китайская чайная эстетика успешно противостоит всемирному «выравниванию».
Может быть поэтому копии известных китайских произведений искусства, чайная посуда ценятся так же дорого, как оригинальные творения китайских живописцев и первых создателей китайской каменной и бронзовой скульптуры.

Наши контакты

Чайная компания "ETEA", Украина, Киев, пр. Мира, д. 37 тел. (044) 896-12-45
Звоните нам {sape_2} или пишите {sape_3}
"Etea" 2012