Чайная церемония постоянно совершенствуется
Родившись в императорских дворцах как мистическое искусство услаждать и ублажать избранных, тех, кому по статусу полагалось быть вечножи-вущими, испытывать неземные ощущения, тайнознание чайной эротики постепенно, исподволь просачивалось сквозь глухие стены Запретного города, отгородившие жизнь владык Поднебесной от всего китайского этноса. Обустройство чайных домиков, вначале весьма и весьма незатейливое, начинает обрастать массой бытовых мелочей, призванных эстетизировать ритуал употребления напитка.
Начала появляться и специальная чайная мебель черного лака, инкрустированная драгоценными камнями, резные чайные стольуличных размеров, посуда красного лака для чайных церемоний. Как магическое лечебное средство, сакральный чайный напиток использовался прежде всего в монастырях и военных походах.
Традиция и культура выращивания чайных кустов, хранимых императорскими фамилиями как священное реликтовое растение, также связана с традициями династий и ритуалами. При рождении сына император повелевал заложить чайную плантацию на лучших склонах - солнечных, с горной водой.
Через три-четыре года посадки начинали бурно плодоносить, и тогда разрешалось употребление чая императорским наследником. После смерти представителя императорской семьи чайные кусты, посаженные при его рождении, вырубались, символизируя печаль природы по своему властелину.
До настоящего времени в традициях Востока - Китая, особенно Японии - существует целая система запретов употребления чая малолетними детьми. Считается, что чайный куст или дерево дает урожай, обладающий целебными и лучшими вкусовыми качествами, только в течение жизни одного человека, т. е. не более ста лет. И это при том, что известный науке возраст некоторых чайных деревьев превосходит тысячу лет! Один из основателей даосской философии Лао-Цзы в своем трактате «Дао дэцзин» (IV век до н. э.), посвященном мистике бессмертия,, нравственному и физическому здоровью просвещенной личности, писал, что стремление благородной личности к эротическому наслаждению и бессмертию души всегда связано с мистическими древними растениями.
Главным среди таковых мудрец назвал чайный куст, который способен дать человеку силу духа и убеждения. По мнению философа, музыка, живопись, таинственные легенды прошлого, сохранившиеся во времени, в сочетании с культурой чаепития способны воспитать гармоничную благородную личность.
Легенды даосских монастырей связывают цветовую гамму чая с происхождением и расположением природных залежей минералов вообще и особенно драгоценных камней.
Одна из даосских притч поэтично называется «Чайный след зеленого нефрита на склоне горы». Если в зоне чайной плантации находились залежи драгоценного китайского камня «юй» - минерала зеленого цвета, или, в современной интерпретации, «жадеита», разновидность драгоценного нефрита, в колористической гамме от белого до зеленого и бирюзового цвета чайный напиток приготавливался преимущественно светлых тонов - от зеленого до золотистого цвета, как знаменитый императорский чай зеленого дракона Улун Ча провинции Фуцзянь.
Итак, повторимся, камень юй - в европейской интепретации жадеит.
В зависимости от способа обработки чайного листа различают черный чай, зеленый чай, желтый чай, красный чай (оолонг). • Черный чай всегда в Китае ассоциировался с нефритами темной гаммы и связывался с черным драконом Улун (в транскрипции - оолонг), откуда и произошло название целого семейства китайских чаев.
• Голубая свежесть и глубина бирюзовых чаев вызывают в памяти аналогию с иероглифом «цин», описывающим небесную голубизну неба после грозы с парящим в облаках драконом и ассоциируемым с множеством оттенков свежих листочков деревьев, раскрывшихся навстречу утреннему солнечному свету. • Красные чаи «хун» - это напиток камня агат, который мистикой «крови земли» притягивает человека контрастами вкуса и цвета - так китайская картина тушью на белой рисовой бумаге влечет противопоставлением.
• Коричневые, или утесные, чаи «хэй» из горных районов У И удерживают своих почитателей глубокой и таинственной мистикой черного дракона, хранящего тайны в сиренево-коричневых туманах горного пейзажа, благоуханием горных долин. Эти чаи традиционно в Китае со времен династии Цин называют императорскими: их стоимость равнялась целому состоянию богатой китайской семьи.
Каждый элемент чайной церемонии ценен по-своему и несет свою эстети - й ческую и философскую нагрузку.
Созерцание цвета и осязание запаха завариваемого сухого чайного листа, несомненно, один из важнейших и эстетически ценных ритуалов чайной цере; нии. Дремлющий аромат чая наиболее полно раскрывается в процессе прогрева?
»! листа в индивидуальном заварном чайничке и ощущается полностью только в процессе многократного орошения теплой чистой водой. Известно, древние китайские мудрецы большое внимание в чайном ритуале приготовления напитка уделяли искусству кипячения воды.
Почти две тысячи лет тому назад ученый конфуцианец Су Е выделил почти двадцать стадий кипения воды в искусстве приготовления чая. Для многих знаменитых китайских зеленых сортов чая мудрец рекомендовал «оживающую воду». Стадии кипения «белый ключ воздуха» предшествует стадия «оживление воды» - нагрев в специальном большом сосуде не выше 55-60 градусов по современной шкале температур Цельсия.
Это искусство хранят современные буддистские монахи.