Чайная церемония постоянно совершенствуется

Чайная церемония постоянно совершенствуетсяРодившись в императорских дворцах как мистическое искусство услаждать и ублажать избранных, тех, кому по статусу полагалось быть вечножи-вущими, испытывать неземные ощущения, тайнознание чайной эротики постепенно, исподволь просачивалось сквозь глухие стены Запретного города, отгородившие жизнь владык Поднебесной от всего китайского этноса. Обустройство чайных домиков, вначале весьма и весьма незатейливое, начинает обрастать массой бытовых мелочей, призванных эстетизировать ритуал употребления напитка.

Начала появляться и специальная чайная мебель черного лака, инкрустированная драгоценными камнями, резные чайные стольуличных размеров, посуда красного лака для чайных церемоний. Как магическое лечебное средство, сакральный чайный напиток использовался прежде всего в монастырях и военных походах.

Традиция и культура выращивания чайных кустов, хранимых императорскими фамилиями как священное реликтовое растение, также связана с традициями династий и ритуалами. При рождении сына император повелевал заложить чайную плантацию на лучших склонах - солнечных, с горной водой.

Через три-четыре года посадки начинали бурно плодоносить, и тогда разрешалось употребление чая императорским наследником. После смерти представителя императорской семьи чайные кусты, посаженные при его рождении, вырубались, символизируя печаль природы по своему властелину.

До настоящего времени в традициях Востока - Китая, особенно Японии - существует целая система запретов употребления чая малолетними детьми. Считается, что чайный куст или дерево дает урожай, обладающий целебными и лучшими вкусовыми качествами, только в течение жизни одного человека, т. е. не более ста лет. И это при том, что известный науке возраст некоторых чайных деревьев превосходит тысячу лет! Один из основателей даосской философии Лао-Цзы в своем трактате «Дао дэцзин» (IV век до н. э.), посвященном мистике бессмертия,, нравственному и физическому здоровью просвещенной личности, писал, что стремление благородной личности к эротическому наслаждению и бессмертию души всегда связано с мистическими древними растениями.

Главным среди таковых мудрец назвал чайный куст, который способен дать человеку силу духа и убеждения. По мнению философа, музыка, живопись, таинственные легенды прошлого, сохранившиеся во времени, в сочетании с культурой чаепития способны воспитать гармоничную благородную личность.

Легенды даосских монастырей связывают цветовую гамму чая с происхождением и расположением природных залежей минералов вообще и особенно драгоценных камней.

Одна из даосских притч поэтично называется «Чайный след зеленого нефрита на склоне горы». Если в зоне чайной плантации находились залежи драгоценного китайского камня «юй» - минерала зеленого цвета, или, в современной интерпретации, «жадеита», разновидность драгоценного нефрита, в колористической гамме от белого до зеленого и бирюзового цвета чайный напиток приготавливался преимущественно светлых тонов - от зеленого до золотистого цвета, как знаменитый императорский чай зеленого дракона Улун Ча провинции Фуцзянь.

Итак, повторимся, камень юй - в европейской интепретации жадеит.

В зависимости от способа обработки чайного листа различают черный чай, зеленый чай, желтый чай, красный чай (оолонг). • Черный чай всегда в Китае ассоциировался с нефритами темной гаммы и связывался с черным драконом Улун (в транскрипции - оолонг), откуда и произошло название целого семейства китайских чаев.

• Голубая свежесть и глубина бирюзовых чаев вызывают в памяти аналогию с иероглифом «цин», описывающим небесную голубизну неба после грозы с парящим в облаках драконом и ассоциируемым с множеством оттенков свежих листочков деревьев, раскрывшихся навстречу утреннему солнечному свету. • Красные чаи «хун» - это напиток камня агат, который мистикой «крови земли» притягивает человека контрастами вкуса и цвета - так китайская картина тушью на белой рисовой бумаге влечет противопоставлением.

• Коричневые, или утесные, чаи «хэй» из горных районов У И удерживают своих почитателей глубокой и таинственной мистикой черного дракона, хранящего тайны в сиренево-коричневых туманах горного пейзажа, благоуханием горных долин. Эти чаи традиционно в Китае со времен династии Цин называют императорскими: их стоимость равнялась целому состоянию богатой китайской семьи.

Каждый элемент чайной церемонии ценен по-своему и несет свою эстети - й ческую и философскую нагрузку.

Созерцание цвета и осязание запаха завариваемого сухого чайного листа, несомненно, один из важнейших и эстетически ценных ритуалов чайной цере; нии. Дремлющий аромат чая наиболее полно раскрывается в процессе прогрева?

»! листа в индивидуальном заварном чайничке и ощущается полностью только в процессе многократного орошения теплой чистой водой. Известно, древние китайские мудрецы большое внимание в чайном ритуале приготовления напитка уделяли искусству кипячения воды.

Почти две тысячи лет тому назад ученый конфуцианец Су Е выделил почти двадцать стадий кипения воды в искусстве приготовления чая. Для многих знаменитых китайских зеленых сортов чая мудрец рекомендовал «оживающую воду». Стадии кипения «белый ключ воздуха» предшествует стадия «оживление воды» - нагрев в специальном большом сосуде не выше 55-60 градусов по современной шкале температур Цельсия.

Это искусство хранят современные буддистские монахи.

Незвичайні історії

Трав'яний чай Чи варто вживати їх
Зелений чай Шкідливий він чи корисний
Чай та чайний квас Історія одного гурмана

Наші контакти

Чайна компанія "ETEA", Україна, Київ, пр. Миру, буд. 37 тел. (044) 896-12-45
Телефонуйте нам або пишіть
"Etea" 2012