Чайные обычаи династий до Сун и Тан

Чайные обычаи династий до Сун и ТанВпервые чайный лист был открыт и начал использоваться и выращиваться именно в Китае. Методы чаеводства и связанные с ним традиции и обычаи других стран так или иначе пришли из Китая.

Даже само слов «чай» и его произношение принадлежат одному из диалектов китайского языка. Родина чая - Китай.

Во времена правления династий Тан и Сун китайцы пили в основном прессованные чаи. Листовой чай начали пить только при династиях Мин и Цин. Изменились также и методы заваривания: от варки чая и тенчи (растирание в мелкую пудру и заваривание в эллипсовидных чайниках) до современных методов заваривания. Шень-нун и чайное противоядие При Шень-нуне, легендарном императоре династии Янь, в Китае начали выращивать сельскохозяйственные культуры.

Согласно легенде однажды Шень-нун случайно съел ядовитый побег и внезапно почувствовал слабость и головокружение.

Ему удалось доползти до ближайшего дерева.

Он начал жевать его сладковато-горькие листья и сразу же почувствовал себя лучше.

Вскоре все признаки отравления прошли. Противоядием послужили листья, которые мы сегодня называем чаем.

И не важно, был император Шень-нун реальной исторической личностью или просто легендой.

Важно то, что еще 5000 лет назад китайцы знали и использовали чайные листья. Вначале - в свежем виде.

Но поскольку свежий чайный лист плохо хранится и не выдерживает длительной транспортировки, они вскоре стали хранить чайные листья в сушеном виде.

Чай как напиток Превращение чая из лекарственного средства и ингредиента кулинарии в напиток, по общепринятому мнению, произошло во время правления династии Чжоу.

По легенде, когда правитель напал на правителя Чжоу, армия последнего вынуждена была отойти на юг. Непривычные к южным еде и климату солдаты быстро ослабли и вымотались.

И правитель Чжоу приказал своим крестьянам отваривать чайные листья в больших котлах. (Хотя в последнее время в Китае распространяется легенда о том, что чай впервые начали пить в провинции Фуц-зянь, обычай этот на самом деле пришел с горных перевалов Юньнаня, пересекая которые и пила чай для бодрости измотанная армия правителя Чжоу.

) Обычай этот быстро распространился по другим провинциям.

Ко времени династии Хань заваривание чая и чаепитие стали светской традицией. «Договор с детским слугой» Однажды во времена династии Хань поэт-песенник Ван Бао купил слугу Вянь Ляо у жены своего скончавшегося друга.

Вянь Ляо не хотел служить другу хозяина (во-первых, Вянь Ляо был детским слугой и призван был заботиться о детях, во-вторых, ему не нравилось, что Ван Бао питал нежные чувства к жене покойного), но он ничего не мог поделать.

И он сказал Ван Бао: «Вы должны четко указать все мои обязанности в договоре. Если чего-то не будет указано в договоре, я этого делать не буду».

И все это было записано в «Договоре с детским слугой», который мы можем прочесть сегодня.

В нем Ван Бао четко указал: «покупать чай на рынке в Уян» и «заваривать чай в чайном наборе».

Этот договор доказывает, что даже в те давние времена люди покупали чай в Уян (ныне местности вокруг горы Пен в провинции Сычуань) и существовали специальные чайные наборы для заваривания чая. Со времен династии Хань вплоть до Северной и Южной династий традиция чаепития распространилась на среднюю и нижнюю области вдоль реки Янцзы.

Тайный указ Согласно некоторым местам из «Биографии Вей Яо» в книге «История У» хроник «Записи о Трех Царствах», правитель царства У, Сунь Хао, был большим любителем вина. Вей Яо, высокообразованный и талантливый советник царского величества, к сожалению, не мог умерить его пристрастия к алкоголю.

Чтобы спасти правителя от позора, Сунь Хао втайне издал указ заменить вино на жидкость похожего цвета - чайный напиток. Эта запись показывает, что и чай, и вино уже в то время были напитками, часто использовавшимися при дворе.

Даже в наши дни люди, неумеренные в своем пристрастии к алкоголю, произносят тосты за чашкой чая. Копия «Договора с детским слугой» времен Западной Хань Чай как знак уважения Однажды, во времена правления династии Цзинь, Лу На, министр чиновничества, принимал у себя премьер-министра Си Аня, угощая его фруктами и чаем.

Племянник Лу На, боясь показаться негостеприимным перед премьер-министром столь скудными яствами, накрыл стол из очень дорогих блюд. Узнав об этом, Лу На строго отчитал своего племянника за расточительство и за то, что его действия опозорили доброе имя его почтенного и бережливого дома.

Угощать гостей чаем не является ни признаком нищеты, ни проявлением высокомерия. Это показатель бережливости и почета, что прекрасно отражается в самой природе чая. Чай в древних захоронениях Среди большого числа предметов, принадлежавших госпоже Хоу, в гробнице Синь Чжуй была найдена также чайница, полная чайных листьев.

Это свидетельствует о том, что чай во времена династии Хань был одним из погребальных жертвенных даров.

Чай в культе поклонения предкам Сяо Юй, правитель царства во времена Южной династии Ци, был человеком широких взглядов и очень бережливым, заботившимся о благосостоянии своего народа. Перед смертью он написал в своем указе: «Не возлагайте на мое захоронение дорогих даров.

Только фрукты и чай». Он также повелел каждому следовать этому обычаю.

Чай может использоваться не только как средство утоления жажды или как противоядие. Его можно подать гостям вместо вина, принести как жертвенный дар на могилу или использовать в культе поклонения предкам.

Способы использования чая, как в физиологическом, так и в духовном смыслах, выходят далеко за пределы его характеристик.

Чай был всегда любим буддистами, которые еще больше расширили его культурное значение.

В то же время конфуцианцы и даосы также включали чаепитие в свои обряды и церемонии.

Чиновники, ученые, конфуцианцы, даосы и буддисты - все они пили чай. Чайные традиции династий Сун и Тан Хотя династия Сун правила в Китае очень недолго, ее император Ян за это время успел построить Великий канал. Появилась возможность доставлять по воде южные сорта чая в северные провинции.

Общий экономический рост времен династии Тан привел к огромному, не имевшему себе равных росту производства и продажи чая. Центр чайной торговли переместился в местность Цзянчжэ.

В этот исторический период и чайное дело, и общественная культура развивались очень стремительно. Лу Юй и его Чайный канон Во времена средней династии Тан было создано огромное количество поэм, картин и книг о чае, самой известной из которых была книга мастера Лу Юй «Чайный канон».

Трактат состоит из трех томов и десяти глав и насчитывает примерно семь тысяч слов.

Первая глава посвящена происхождению чая - его названиям и полезным свойствам. Во второй главе описаны приспособления для производства чая. А третья глава посвящена чаеводству - выбору времени для сбора чая, способам сбора и обработки чайных листьев, а также разновидностям и качеству чая. Четвертая глава подробно описывает чайные наборы.

Пятая - процесс заваривания чая. В ней содержатся описания способов спекания и варки чая, а также сведения о наиболее подходящей для заваривания воде.

Шестая глава повествует о самом чаепитии, его истории и традициях. Седьмая глава состоит из историй о чае и полезных медицинских свойствах этого растения.

В восьмой главе перечисляются самые известные места производства чая времен династии Тан. Девятая глава содержит описание приспособлений для сбора, приготовления и питья чая. Она дает представление о том, какие предметы важны для этого в большей степени, а какие - в меньшей.

Десятая глава представляет собой каллиграфически выписанное на шелковой ткани оглавление «Чайного канона», которое можно повесить в гостиной и обращаться к нему по мере необходимости. «Чайный канон» - это первая в мире книга о чае, которая оказала глубокое влияние на всю последующую мировую чайную культуру.

Копия «Чайного канона» времен династии Тан Варка чая по методу Лу Юя Во времена династии Тан чай в основном заваривали из обработанных паром Улунских прессованных чайных дисков. И варке чая, естественно, уделялось большое значение.

Чайный мудрец Лу Юй (после смерти его возвели в ранг «Ча Шень», чайного божества) был мастером варки чая. По легенде, во времена правления императора Дайцзуна его святейшество Чжицзи, настоятеля храма Лун Гай в городе Цзинлин (ныне город Тяньмэнь провинции Хубэй), пригласили однажды во дворец.

Император приказал своему лучшему мастеру варки чая подать монаху-настоятелю чай самого высокого качества.

Но после первого глотка Чжицзи поставил чайную чашу на блюдце и больше ее не взял. Когда император спросил его, почему он не пьет чай, наставник ответил, что пьет только тот чай, который варит один из его послушников, Лу Юй, а другие чаи кажутся ему безвкусными.

Тогда император пожелал встретиться с Лу Юем. Чжицзи сказал: «Он всегда в дороге: ищет лучшие сорта чая и лучшую воду на Земле». Император послал своих людей разыскать Лу Юя, и когда они наконец его нашли, приказал ему сварить для него чашечку чая. Чай, который подал Лу Юй, был прозрачный, светло-зеленый и с очень тонким ароматом.

Стоило императору сделать один глоток, как приятная сладость заполнила его рот, и он одобрительно покачал головой.

Ему пришлось признать, что Лу Юй умел варить чай лучше всех. Вареный чай Метод заваривания чая кипячением называется варкой чая. Этим способом обычно заваривают прессованный чай из обработанных паром улунских дисков.

Возьмите чайный диск бамбуковыми щипцами и подержите над открытым огнем, чтобы подсушить его (это делается для того, чтобы его потом можно было легко растереть в порошок). Диск нужно сушить на среднем огне, часто переворачивая.

«Дворцовое пиршество», династия Тан Если диск спрессован запеканием, сушите его, пока от него не перестанет идти пар. Если листья сушили на солнце, сушите его, пока он не станет мягким.

После этого сразу же заверните диск в бумажный пакет, чтобы не дать ему возможности впитать влагу.

После того как он остынет, растолките листья до состояния мелких гранул-крупинок. Не растирайте чай в порошок.

Положите измельченные чайные листья в кастрюлю.

Накройте ее крышкой и легонько встряхните. Нагрейте воду, в которой будете варить чай, на древесном угле.

Топливо (лучше всего древесный уголь) при горении не должно производить никаких запахов или дымить. Качество используемой воды очень важно для варки чая. Родниковая вода подходит для этого лучше всего.

На втором месте - проточная речная вода, и на последнем - вода из колодца. Налейте воду в котелок и начните ее кипятить.

Вскоре появятся мелкие пузырьки, и вы услышите шум воды, только начинающей кипеть.

Это называется первое кипение. В этот момент положите в воду ложку соли.

Когда снова пойдут пузырьки, это уже будет второе кипение. Зачерпните ковшик воды и отставьте его на время.

Помешивайте воду в котелке парой бамбуковых палочек. При помощи чайного совка насыпьте измельченные чайные листья в образовавшуюся от помешивания воронку и продолжайте кипятить воду на медленном огне.

Вторая стадия кипения для варки чая - как раз то, что нужно.

Пусть чай в котелке продолжает кипеть и бурлить.

Это называется третье кипение. Влейте в котелок черпак с водой от второй стадии кипения (который вы отставили) и вы увидите, как проявится сущность чая - парящая пена и пузырьки.

Снимите котелок с огня, поставьте его на подставку и при помощи черпака разлейте чай по чашам.

Равномерно распределите пену. Лу Юй считал, что именно вода от второго кипения придает вареному чаю его удивительный вкус.

Чайные обычаи династий до Сун и ТанЛегкий дымок, тонкая пена и немного пузырьков - это сущность вареного чая. Обычно первые три чаши такого чая имеют лучший вкус, чем последние две. Вкус правильно сваренного чая слегка горьковатый при попадании на язык и сладковатый после проглатывания. Благодаря усилиям Лу Юя вареный чай стал очень популярен во времена династии Тан. Из обработанных паром улунских чайных дисков стали делать листовой чай, грубо рубленный чай и измельченную чайную пудру.

Кроме соли иногда добавляют в вареный чай чеснок, имбирь, финики, апельсиновую кожуру или перечную мяту. 10 достоинств чаепития Развеивает депрессию, прогоняет сон, увеличивает жизненную силу, прогоняет болезнь, вдохновляет к состраданию, помогает продемонстрировать уважение и поделиться вкусами, улучшает здоровье, чай может тронуть сердце, чай может укрепить мораль - таковы, по мнению Лю Чжэньляна (династия Тан), достоинства чаепития.

Чайные обычаи династий до Сун и ТанК концу династии Тан и самому началу династии Сун техника производства чая значительно улучшилась.

Методы заваривания эволюционировали от варки чая из прессованных дисков до настаивания или тенчи.

"Etea" 2012